Е.
Волкова, Е. Бурмако,
вожатые ВДЦ "Океан"
www.5plus.ru
Сюжетно-ролевые игры
"ГОСТЕВАНИЯ"
Эти дела занимают особое место в структуре организационного периода
ВДЦ "Океан" и призваны помочь ребенку почувствовать причастность
к новой общности (отряду), стать соучастником ее успеха, пережить этот
успех как свой собственный.
Педагог может ребенку в этом помочь, если постарается при разработке
любого дела максимально учитывать доминирующие цели деятельности детей:
· для себя
· для группы
· для отряда
Обычно гостевания представляют собой экспромтно-игровые программы для
двух - четырех отрядов, пришедших друг к другу в гости. Смысл их таков:
"других посмотреть" (и убедиться, что они вполне дружелюбны
и годятся в приятели и товарищи по играм), "себя показать"
(и убедиться, что мы совсем не хуже, тоже кое-что умеем и даже можем
удивить).
К сожалению, практика показывает, что основным содержательным компонентом
гостеваний любой смены является стандартный набор игр с залом, кричалок,
песенок-повторялок, который зачастую не поддерживает ни идею, ни тематику
смены, не способствует раскрытию особенностей как отряда в целом, так
и отдельного ребенка, а детская творческая и двигательная энергия также
не получает должного широкого выхода. Это получается от того, что вожатый
берет на себя основную нагрузку: предлагает и объясняет игры, запевает
песни, всячески "заводит" и тормошит публику, поддерживая
ее интерес и активность. Таким образом, ребенку отводится лишь роль
активного зрителя.
В итоге, моменты индивидуально-группового и коллективного сотворчества
детей разных отрядов часто отсутствуют, тем самым не давая ребенку,
подростку возможности пережить радость собственного, одобряемого остальными,
творчества на глазах у всех вместе со всеми.
Такое положение вещей можно исправить, если, во-первых отнестись к нижеприведенному
(многим вожатым давно известному) материалу лишь как к творческому "сырью",
во-вторых, заранее подумать над тем, как правильно распределить творческую
нагрузку на гостевании между детьми и вожатыми. Мы будем рады, если
предложенные идеи, помогут увлечь ребят, а ваш труд сделают для вас
радостным и не утомительным.
***
Итак, собираясь на гостевание, отряды обычно готовят визитку в любой
(песенной, танцевальной, стихотворной и т.д.) форме. К тому же этикет
не советует ходить в гости без подарка, поэтому подготовка и преподнесение
сюрприза для гостей или хозяев на гостевании тоже стала традицией.
После переклички отрядов и представления их вожатых обычно предлагается
одна игра -
"Шел по крыше воробей".
1. Ведущий: Шел по крыше воробей!
Дети (хором): Бей, бей, бей!
Ведущий: Собирал себе друзей.
Дети (хором): Зей, зей, зей!
Ведущий: Много, много, много нас,
Дети хором: Нас, нас, нас!
Ведущий: Встанут... (называет любые имена) все сейчас!
(Ребята, носящие названные имена, встают, раскланиваются)
Игра "Ежики".
Все слова здесь сопровождаются близкими по смыслу движениями:
Ведущий:
Два притопа, два прихлопа,
Ежики, ежики!
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте,
Зайчики, зайчики!
Ну-ка дружно, ну-ка вместе:
(по очереди) "Девочки!", "Мальчики!".
Затем по знаку ведущего кричат сначала все девочки хором: "Девочки!",
а потом все мальчики: "Мальчики!". Таким образом выясняют,
кого собралось больше - мальчиков или девочек.
Игра "Петьки-Васьки" (играется по принципу "Ежиков").
Ведущий:
На солнечной поляночке
Стоит высокий дом,
А в доме том высоком
Живет веселый гном.
Гном, как тебя зовут?
Дети 1 отряда (хором):
Петька!
У меня рубашка в клетку.
Я пришел к вам, детки,
Чтобы съесть конфетку.
Ведущий:
На солнечной поляночке...
...Гном, как тебя зовут?
Дети 2 отряда (хором):
Васька!
У меня штаны в горошек.
Я пришел из сказки,
Потому что я хороший.
Ведущий повторяет припев с вопросом. Оба отряда вместе кричат свои новые
имена со словами.
Игра "Зарница".
- "Тыр-тыр", - пулемет, (держать обеими руками
ручки "пулемета")
- Выше, выше - самолет. (рука движется снизу вверх наискосок)
- "Бац!" - артиллерия, (хлопок).
- Мчится кавалерия. (одна рука машет воображаемой шашкой над головой).
- Ура!
Смысл игры в том, чтобы сопровождая слова определенными движениями,
с каждым разом ускорять темп и стараться успевать и говорить, и показывать
правильно движения.
А с помощью этой кричалки можно плавно перейти к исполнению
любой песни организационного периода. Каждую фразу, произнесенную ведущим,
ребята повторяют хором.
Ведущий:
- О, але!
- Олес бамбалас!
- О сава саваимба!
- О кикилис бамба,
- О, я бананы ем!
- О, апельсины ем!
- О, пионеров ем!
-Настроенье каково?
Дети:
- Во!!! (показывают жест "замечательно" движением большого
пальца)
Ведущий:
- Все такого мнения?
Дети:
- Все без исключения!
Ведущий:
- Может, сядем, отдохнем?
Дети:
- Лучше песенку споем!
Игра "Джон Браун Бой".
Ведущий:
Джон Браун Бой намазал лыжи один раз (повторяется 3 раза)
И поехал на Кавказ.
Во фразе, которая повторяется 3 раза, последнее слово заменяется хлопком.
В следующем исполнении - предпоследнее и т.д. В результате первую фразу
зал старается ритмично прохлопать, а вторую поет. Игра способствует
развитию чувства ритма.
Игра "Летит по небу шар".
Ведущий:
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы: до неба шар
Никак не долетит.
Сначала слово "летит" заменяется движением, напоминающим взмах
крыльев. Во 2-м исполнении слово "небо" заменяется движением
большого пальца вверх. Затем при слове "шар" обеими руками
перед собой очерчивается большой круг. В следующем исполнении слово
"знаем" заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове
"мы" - обе руки прижать к груди, при слове "никак"
- отрицательно покачать головой. Самым интересным является последнее
исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться
и правильно показать движением нужное слово.
Хором здесь повторяются лишь "по", "но", "до".
Можно предложить ускорить темп игры.
Игра "Молекулы".
В начале игры ведущий доступно объясняет ребятам значение
слова "молекула". Например, что это особое химическое соединение
из различных элементов, способное распадаться и вновь восстанавливаться,
притягивать или отталкивать другие молекулы.
Каждый участник игры - это одна молекула. Сигнальная фраза "Молекулы
движутся" означает, что все участники движутся хаотично и по одному.
Как только ведущий громко называет количество молекул в соединении,
все участники стараются моментально перестроиться. Количество молекул
не подлежит ограничениям - молекула "один", "два",
"три", молекула "девочки", "Он и Она",
молекула - "кубрик", "отряд", "друзья"
и т.д.
Игра "Лавата".
Участники игры становятся в хоровод и поют:
"Дружно танцуем мы!
Тра-та-та, тра-та-та!
Танец веселый наш -
Это лавата"
Ребята останавливаются, а ведущий в центре круга говорит: "Мои
руки хороши, а у соседа ..." Все берутся за названную часть тела
своего соседа справа и идут дальше по кругу, исполняя припев. Ведущий
может называть, что угодно - нос, ухо, коленки, пятки, щеки, плечи...
Игра "Вперед четыре шага..."
Участники становятся в круг, берутся за руки и поют, следуя
названным движениям:
Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Глазками помигали,
А теперь попрыгали (вокруг себя)
С каждым повтором темп ускоряется.
Игра "Оркестр".
Участники игры разбиваются на группы, в зависимости от
того, сколько инструментов вы собираетесь включить в свой оркестр. Но
основными считаются: гитара, цимбалы, пианино, барабан.
Дирижер поет:
"Зе шафе, оф музыканто
О контрас спэрос, спэрос..." (указывает на какую-нибудь группу,
например, "гитару").
Группа:
"Гита, гита, гитара!" (2 раза, показывая исполнение на гитаре).
Когда каждая группа исполнит свою партию, дирижер в последний раз поет:
"Зе шафе, оф музыканто
О контрас спэрос оркестро!"
После этих слов группы начинают все вместе исполнять свои партии, получается
замечательный "оркестр"!
Игра "Грузинский хор". (по принципу игры "Оркестр").
1-я группа: О сервер пупа, пупа, пупа...
2-я группа: Дзюмбо квелико митолико микадзе...
2-я группа: Пи-пи плясипупа...
4-я группа: Ква-ква, ква-кварадзе...
Первая группа начинает хор со своей фразы, повторяя ее непрерывно, не
останавливаясь. Как только 1-я фраза прозвучала один-два раза, в хор
вступает 2-я партия. Затем присоединяются друг за другом 3-я и 4-я партии.
* * *
Во время VI смены 1997 года гостевания носили название
"Встречи на рейде", предполагалось активное использование
морской темы, терминологии в различных игровых и шуточных вариантах
программы. К тому же сама форма встречи экипажей 2-х кораблей предусматривала
массу неожиданностей и сюрпризов.
Но во время рейда любого судна случается всякое: и "морская болезнь"
у половины экипажа, и внезапный штиль, когда ветер категорически отказывается
дуть в паруса и только лениво шевелит их обвисшие полотнища. А большинству
пассажиров с корабля неожиданно может прийти мысль о том, что морская
стихия совсем не для них, и что зря они вообще согласились путешествовать.
Чтобы разогнать бездеятельную скуку и привести команду в бодрое расположение
духа, предложите им устроить "Цирк" прямо на "палубе
корабля".
Сюжетно-ролевая игра "Цирк".
Отряды, пришедшие на гостевание, рассаживаются кругом,
образуя амфитеатр с ареной в центре. Представление начинается с праздничной
увертюры, исполненной шумовым оркестром под управлением дирижера. (Ребята-музыканты
и дирижер выбираются ведущим, либо на входе у кассира все желающие могут
взять жетончики с этими ролями). Затем на арену цирка выходит "директор"
цирка со шляпой в руке. Он пускает шляпу по кругу для того, чтобы каждый
ребенок взял из нее для себя какую-нибудь роль, а сам в это время произносит
торжественную и шутливую приветственную речь.
После того, как все роли распределены, директор цирка объявляет номера
программы и устраивает парад-алле для всех участников в сопровождении
шумового оркестра.
Затем представление начинается. (Для подготовки можно дать ребятам 5-10
минут.) Директор цирка по очереди приглашает на арену:
- Эквилибристов,
- дрессировщиков со зверями (хищники, собачки, пингвины, павлины и т.д.),
- наездников на лошадях,
- клоунов,
- акробатов,
- силачей,
- шоу-балет,
- фигуристов на роликах,
- участников водной феерии и т.д.
Необходимо для проведения:
1. Заранее приготовить реквизит, необходимый для исполнения этих номеров!
2. У каждого ребенка должна быть роль!
3. После каждого номера директор цирка обязательно называет имена исполнителей.
Если же вам по душе менее шумные, традиционные или семейные
праздники, то с неменьшим успехом может состояться гостевание в форме
именин или Дня Рождения.
Сюжетно-ролевая игра "День Рождения".
Отряды заранее распределяют между собой роли гостей и
хозяев. "Хозяева" присылают "гостям" пригласительный
билет на семейное торжество. Все "гости" и "хозяева"
состоят в родстве различной степени. И, традиционно, каждый родственник
преподносит виновнику торжества свой подарок, причем подарки мамы и
троюродного дяди будут отличаться и по значимости, и по цене, и даже
по манере преподнесения. На этом принципе и построен весь вечер.
Ребята из разных отрядов получают одинаковые роли. (Например, родители
именинника, бабушки с обеих сторон и т.д.) Эти роли ребята либо вытягивают
вслепую, либо получают при входе, либо о них заранее сообщено в приглашении.
"Гости" и "хозяева" ищут между собой одинаковые
роли и объединяются для того, чтобы придумать и оригинально вручить
свой подарок от имени тех или иных родственников. В это время происходит
образование новых микрогрупп среди детей в результате совместной деятельности.
После подготовки (10-15 минут) объявляется торжественное вручение или
демонстрация подарков имениннику. Это может быть все, что угодно: песня,
фокус, шарж, сюрприз и т.д.
Предлагаемые роли: бабушки, дедушки, отец, мать, прабабушка, прадедушка,
тети, дяди, родственники с Кавказа, родственники из-за рубежа, младший
брат, племянники и т.д.
После вручения можно устроить всеобщее семейное веселье: "застольные"
песни, игры, танцы. Роль виновника торжества можно поручить кому-либо
из вожатых.
МИНУСОВКИ детских и НОВОГОДНИХ песен MP3 Скачать бесплатно можно ЗДЕСЬ
Loading...